Что такое диагноз пэп


Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) - мифы и реальность

Аббревиатура ПЭП (перинатальная энцефалопатия) знакома многим родителям детей первого года жизни. К сожалению, в нашей стране этот диагноз очень распространен и активно ставиться детскими неврологами. Помимо страхов и волнений родителей из-за возможных отрицательных прогнозов состояния здоровья ребенка, такой диагноз влечет за собой медикаментозное лечение, медотводы от прививок, долгую череду внеплановых неврологических осмотров и  массажей.

Что же такое ПЭП и насколько она опасна для малыша?

Сегодня термин ПЭП не применяется, как устаревший. Современная неврология использует определение – перинатальная асфиксия или гипоксически-ишемическая перинатальная энцефалопатия.

Причиной перинатальной асфиксии является дефицит кислорода в крови и/или снижение показателей мозгового кровотока у плода перед родами или новорожденного в родах или первые часы жизни.

В России данный диагноз выставляют каждому 5-му младенцу, в то время как в странах Европы и Северной Америки от 1 до 8 случаев на 1000 новорожденных. Налицо огромная гипердиагностика.

По данным крупных западных исследований, прогноз перинатальной энцефалопатии зависит от степени тяжести данного состояния, которую примерно можно соотнести с оценкой по шкале Апгар.

  1. Легкая степень (Апгар 6-7 баллов) – в 97-100% случаев полное восстановление без последствий и без медикаментозного лечения.

  2. Средняя степень (Апгар 4-5 баллов) – в 20-35% случаев приводит к неврологическим нарушениям.

  3. Тяжелая степень (Апгар 0-3 балла) – крайне высокий риск стойкой неврологической патологии

Таким образом, если у Вашего ребенка оценка по Апгар была выше 7 баллов, не было никаких осложнений после рождения, ребенка вовремя выписали из роддома без дополнительных обследований и лечения, малыш развивается в соответствии с возрастными нормами, хорошо ест, прибавляет в весе и т.д., однако врач ставит Вашему ребенку диагноз ПЭП, то  правомочность такого диагноза под большим сомнением.

Назначение в данном случае медикаментозной терапии (актовегин, кавинтон, циннаризин, энцефабол и др.) никак не обосновано. Как было сказано выше, исследования показали, что у 97-100% пациентов при шкале Апгар 6-7 баллов и обоснованно выставленной легкой степени тяжести ПЭП без какого-либо медикаментозного лечения полностью отсутствуют какие-либо неврологические последствия. А в оставшихся менее 3% случаев изменения минимальны и не проявляются ни снижением IQ, ни задержкой развития или двигательными нарушениями.

Если Вы думаете, что Вашему ребенку возможно поставили необоснованный диагноз ПЭП и назначили медикаментозное лечение, не стоит полностью игнорировать данную ситуацию. Ради его здоровья подумайте об альтернативной консультации детского невролога, который руководствуется принципами доказательной медицины. Это поможет принять правильное решение, избежать приема ненужных лекарств и сохранить спокойствие в Вашей семье в такие важные первые месяцы жизни малыша.

В Детской клинике ЕМС опытные детские неврологи всегда готовы прийти на помощь детям и их родителям с первых дней жизни малыша, в том числе, если малыш родился с низким весом и/или перинатальными нарушениями нервной системы. В распоряжении врачей клиники современное оборудование для диагностики и лечения маленьких пациентов по стандартам мировой доказательной медицины (УЗИ головного мозга, ЭЭГ, КТ, МРТ и др.).

www.emcmos.ru

ПЭП (ППЦНС, ГИПЦНС, перинатальная энцефалопатия и пр.)

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Под термином «перинатальная энцефалопатия» (ПЭП) в российской детской неврологии подразумевается собирательный диагноз, характеризующий различные нарушения структуры и функции головного мозга, возникающее в перинатальном периоде жизни ребенка. Перинатальный период начинается на 28 неделе внутриутробной жизни ребенка, и заканчивается к 7 суткам после рождения (у доношенных детей) или к 28 суткам (у недоношеных). Исходя из формулировки можно видеть, что этот термин не подразумевает какой-либо конкретной патологии, т.е. диагнозом как таковым считаться не может. Подразумевается, что у ребенка «что-то с мозгом» вследствие какого-то повреждения. На современном уровне диагностики такой подход не может считаться приемлемым, поэтому в мире используются более точные характеристики поражений мозга в перинатальном периоде.
Термин «ПЭП» был введен в российскую неврологическую практику 30 лет назад. Нельзя не согласиться, что медицинская наука не стоит на месте, и за десятки лет произошли существенные изменения как в диагностических возможностях, так и во взглядах на причины и механизмы развития заболеваний. В настоящее время в России принята классификация мирового уровня, детально описывающая поражения мозга (гипоксические, травматические, токсико-метаболические, инфекционые) и при правильном применении передающая в формулировке диагноза информацию о состоянии ребенка и его причинах (NB! Формальная замена термина ПЭП на «гипоксически-ишемическое поражение центральной нервной системы» при отсутствии конкретных данных ничего не меняет и все нижеследующее действительно и для таких «современных» формулировок).

ДИАГНОСТИКА И ГИПЕРДИАГНОСТИКА

В современной международной классификации болезней нет диагноза ПЭП, однако на постсоветском пространстве врачи упорно продолжают «цепляться» за этот устаревший и невразумительный термин.
Причины и последствия этой практики:

1. Многие доктора патологией считают те признаки, которые являются нормой для данного возрастного периода(например, вздрагивания, повышение мышечного тонуса у новорожденных, «скрещивание» ножек при опоре у детей до 3 месяцев, симптом Грефе и т. д.).
2. нарушение принципов неврологического осмотра: (наиболее частые из них: диагностика повышенной возбудимости или мышечного гипертонуса у дрожащего и скованного ребенка в холодном помещении, а также при возбужденном состоянии или чрезмерных манипуляциях врача; диагностика угнетения центральной нервной системы у вялого ребенка при перегревании или в дремотном состоянии).
3. Психологические причины. Они заключается в том, что в связи со сложившейся в отечественном здравоохранении ситуацией «гипердиагностика» не имеет никаких административных, юридических, этических последствий для врача. Постановка диагноза ведет к назначению лечения и в случае правильности или неправильности диагноза исход (чаще выздоровление или минимальные расстройства вследствие.наиболее характерного для гипоксических поражений мозга регредиентного течения) благоприятен. Таким образом, можно утверждать, что благоприятный исход есть следствие «правильного» диагноза и «правильного» лечения (см. ниже).
4. Финансовые причины. Избыточная диагностика приводит к избыточной загрузке врачей, диагностических кабинетов и вспомогательных служб, что в случае бюджетного медицинского учреждения поддерживает завышенное штатное расписание и препятствует сокращению штатов или переквалификации персонала, а в условиях коммерческого медицинского учреждения прямо повышает доход медицинских работников. «Гипердиагностика» не является безобидным явлением, как иногда считают некоторые врачи. Ее негативные последствия заключаются в следующем. Длительная работа в рамках доктрины «гипердиагностики» приводит к «размыванию» границ в представлениях врачей между нормальными и патологическими состояниями. Диагностировать «заболевание» оказывается «беспроигрышным» вариантом. Диагностический процесс перестает быть творческим процессом познания, взаимодействием врача и маленькою пациента, превращаясь в манипуляцию образами, в ритуал. Диагностирование «ПЭП» превратилось в безотчетный, имманентный ритуал детского невролога, что закономерно ведет к малообъяснимой, с позиций здравой логики, статистике диагностирования «ПЭП». 2. Негативные последствия для родителей и близких ребенка. Избыточная диагностика не является безобидной для семьи ребенка.
1. Во-первых, тотальное диагностирование «ПЭП» приводит к тому, что родители считают ребенка больным даже тогда, когда он здоров, что ведет, в свою очередь, к внутрисемейным психологическим проблемам.
2. Во-вторых, «гипердиагностика» приводит к извращенным представлениям родителей о «норме» и «патологии». За время работы я столкнулась с двумя случаями, когда родители на мое заключение, что ребенок неврологически здоров, задали вопрос: «Мой ребенок ненормальный? Почему у всех детей есть „энцефалопатия“, а у него нет?»
3. В-третьих, избыточная диагностика ведет к неоправданному лечению, что наносит ущерб бюджету семьи ребенка. Негативные последствия для ребенка.«Гипердиагностика» имеет следующие негативные эффекты на самого ребенка, которого она якобы должна защитить от инвалидизирующего или дезадантирующего состояния нервной системы.
1. Во-первых, доктрина избыточной диагностики приводит к чрезмерному назначению диагностических процедур, которые чаще всего неинвазивны, но повышают пребывание ребенка в условиях медицинских учреждений и способствуют контактам ребенка с больными инфекционными заболеваниями. Я встречала 5 случаев, когда дети с диагнозом «ПЭП», имевшие на самом деле транзиторную неврологическую дисфункцию, находились в стационарах и перенесли тяжелые инфекционные внутрибольничные заболевания, не нуждаясь на самом деле в нахождении в стационаре.
2. Во-вторых, «гинердиагностика» ведет к избыточному лечению, зачастую средствами и манипуляциями, которые не прошли адекватный контроль, что иногда приводит к иатрогении (чаще изменениям со стороны внутренних органов и мышечно-связочного аппарата) и превращает ребенка с пограничным состоянием нервной системы в соматически больного ребенка.
3. В-третьих, «гипердиагностика» перинатальных поражений нервной системы, в целом, ведет к тому, что большинство неврологических и не только неврологических расстройств, которые впоследствии возникают у ребенка, врачи связывают с перинатальным поражением нервной системы, что, в свою очередь, приводит к недостаточной или поздней диагностике ряда других заболеваний.

Малопригодны для практики формулировки, «уточняющие» понятие ПЭП: «синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости», «синдром мышечной дистонии», «синдром вегетативно-висцеральных нарушений» и т.п. Эти термины крайне расплывчаты и в какой-то мере могут быть использованы в описании здоровых детей.
Многие врачи склонны переоценивать значение инструментальных диагностических методов в отрыве от клинической картины. Зачастую методы используются устаревшие и неинформативные (реоэнцефалография — РЭГ, эхоэнцефалоскопия — ЭХО-ЭС), либо метод используется не по назначению, что ведет к ошибочным выводам (например, по данным ЭЭГ выносится заключение о внутричерепном давлении или «нарушении сосудистого тонуса»). Кроме того, почти все инструментальные методы субъективны, т.е. достаточно сильно зависят от того человека, который их выполняет. Поэтому интерпретировать результаты должен только лечащий врач, с учетом клинической симптоматики. Лечить только результаты нейросонографии (НСГ) или ЭЭГ недопустимо, это аксиома. Исследования предназначены лишь для ответа на какой-либо вопрос врача, возникший при осмотре пациента. К тому же нужно помнить о том, что многие формально «ненормальные» показатели в заключениях не имеют никакого значения.

ЛЕЧЕНИЕ И ГИПЕРЛЕЧЕНИЕ

Только реальные, объективно выявленные и четко обозначенные последствия перинатальных поражений нервной системы могут требовать применения лекарств, однако это всегда симптоматическое лечение, т.е. направленное на конкретные проблемы: при спастике — препараты для расслабления мышц, при судорогах — противосудорожные и т.п. Тем не менее, большинству детей с формальной «ПЭП» назначаются разнообразные препараты и их комбинации с недоказанной эффективностью. Приведу список наиболее частых нерациональных назначений в детской практике.
1. Так называемые сосудистые препараты. К ним относят препараты различных групп (циннаризин, кавинтон, сермион и т.д.)
2. Препараты, содержащие гидролизаты аминокислот, нейропептидов и т.д. — церебролизин, актовегин, солкосерил, кортексин и т.п.
3. Так называемые «ноотропные» препараты, «улучшающие питание мозга»: пирацетам, аминалон, фенибут, пантогам, пикамилон и т.д.
4. Гомеопатические средства.
5. Разнообразные растительные препараты, включая хорошо знакомые населению валериану, пустырник, а также брусничный лист, медвежьи ушки и т.д.

Внимание! Утверждения об «улучшении питания мозга» представляют собой старый медицинский миф или рекламный ход. Указанные выше препараты рутинно назначаются большинству пациентов с диагнозом ПЭП, однако они НЕ ДОЛЖНЫ использоваться в лечении детей! Они не прошли надлежащих испытаний у новорожденных и детей раннего возраста, соответственно невозможно судить об их эффективности и/или безопасности. Использование лекарств с недоказанной эффективностью в лучшем случае может оказаться бесполезным, и тогда это трата времени, которое при многих болезнях, например, при эпилепсии, работает против пациента. В худшем случае такая практика чревата непредсказуемыми расстройствами, в том числе опасными для жизни (аллергические реакции вплоть до анафилактического шока, нарушения работы сердца, печени, почек, головного мозга, периферических нервов и т.д.). Напомню также, что вследствие неправильной диагностики многие нормальные для ребенка состояния (например, дрожание подбородка, «симптом Грефе») принимаются за проявления болезни и «успешно лечатся» временем в сочетании с бесполезным лекарством.

Многие распространенные в СНГ препараты должны применяться крайне ограниченно, по строгим показаниям. Так, например, применение диакарба может быть оправдано при гидроцефалии (не при «гидроцефальном сидроме» — его не существует!), причем ребенок с таким диагнозом должен находиться под наблюдением нейрохирурга. Недопустимо назначение фенобарбитала у детей с «гипервозбудимостью», «нарушениями сна». Применение этого препарата возможно только при судорогах (хотя существуют более современные и обычно более эффективные препараты), поскольку он доказано вызывает задержку развития познавательных функций у ребенка.

НАБЛЮДЕНИЕ И СРОКИ НАЧАЛА ЛЕЧЕНИЯ

Патология нервной системы в раннем возрасте иногда может быть выявлена только при повторном осмотре либо в ходе длительного наблюдения за развитием ребенка. Для этого предусмотрены осмотры неврологом в 1, 3, 6 и 12 месяцев. В эти сроки дебютируют или становятся очевидными многие серьезные заболевания. И если у ребенка стоит конкретный неврологический диагноз – эпилепсия, ДЦП и т.д. – медлить с лечением недопустимо! Особенно это касается эпилептических приступов – своевременно назначенное лечение способно предотвратить развитие серьезной патологии в будущем .

www.baby.ru

пэп цнс - Ответы на тему

3 июня 2011

По различным источникам, диагноз «перинатальная энцефалопатия» имеют до 70 % новорожденных. На основании чего делается такое заключение и что это за болезнь? Рождение — самый физиологичный, и вместе с тем самый травматичный процесс для ребенка. Считается, что, если „родилась» голова, весь остальной процесс произойдет сам собой. Но на этапе прорезывания головки малыш подвергается сильному сдавливанию и соответственно получает травмы — пережатие сосудов, гематомы. Гипоксия (длительная нехватка кислорода) очень опасна, ведь большую часть поступающего кислорода поглощает наш мозг, и чем больше клеток мозга погибает, тем хуже будет обстоять дело в дальнейшем. Путь в 12 сантиметров, который совершает кроха, выходя из материнской утробы, опасен, поскольку ребенок еще не дышит, но его пуповина уже пережата родовыми путями. Именно поэтому новорожденные нередко имеют синюшный цвет. Гипоксию могут вызывать и нарушения родовой деятельности (преждевременные, запоздалые, стремительные роды, слабость родовой деятельности, кесарево сечение). Что означают эти буквы? Если ребенок получает травму головного мозга, или асфиксию, это фиксируется в обменной карте, и впоследствии крохе ставят диагноз «ПЭП» или «ПП ЦНС». ПП ЦНС — это перинатальное (от лат. реп — «около,вблизи» и natalis — «родиться») поражение центральной нервной системы (то есть головного мозга). ПЭП расшифровывается как «перинатальная энцефалопатия». Это поражение ЦНС (центральноя нервноя система), произошедшее в родах или в процессе беременности из-за кислородного голодания плода. К ПЭП относятся повреждения головного мозга, возникающие в промежуток времени от 28-й недели беременности до 7-го дня жизни В первые дни жизни сложно определить, какая именно патология мозга у малыша, а потому все нарушения со стороны головного мозга и назвали ПЭП. Проявления этого диагноза многолики. В роддоме Фиксируют первые проявления ПЭП. Это поздний, слабый или болезненный крик новорожденного, длительная синюшность, плохая терморегуляция, измененное сердцебиение, отсутствие сосательного рефлекса, нарушенный сон. измененная двигательная активность. Такие детишки помещаются в отделение патологии новорожденных по; контроль неонатологов. После выписки Если у ребенка наблюдается постоянная плаксивость ил угнетение, частые срыгивания, вплоть до рвоты «фонтаном», вздрагивания или вскидывания рук и ног, плохой ночной (частые пробуждения, беспокойный поверхностный сон) и дневной сон (малыш мало спит днем), трудности с засыпанием (долгое укачивание на руках), выпучивание глаз, неадекватные реакции на звук, свет, повышенная потребность в сосании (ребенок «висит на груди» или постоянно требует пустышку), необходимо встать на учет к неврологу в поликлинике по месту жительства. такого не чего у нас нету, просто однажды невролог увидил что у сыночки подбородок при плоче сек 5 потресся он и сказал риск пэп цнс

www.baby.ru

С 3 до 7 лет. Кому страшны угрозы ПЭП? Детские болезни

(40 оценок)

У ребенка с рождения был диагноз "угроза перинатальной энцефалопатии (ПЭП)", но со временем энцефалограмма показала положительную динамику. Может ли этот первоначальный диагноз как-то сказаться в будущем на ребенке? Нужно ли перед школой еще раз сделать энцефалограмму? О. Д., Москва

Свое мнение высказывает заведующий Детскимгородским консультативным неврологическимцентром на базе Морозовской детской городской клинической больницыЕвгений Владиславович КЕССЕЛЬ:

Давайте прежде всего разберемся в диагнозе. Понятия "угроза ПЭП" в принципе не существует, как не существует "угрозы ДЦП", "угрозы эпилепсии". Все эти заболевания либо есть, либо их нет, ребенок рождается с ПЭП или без нее.

ПЭП, или перинатальная энцефалопатия, чаще всего бывает следствием гипоксического поражения мозга в период беременности или в первые часы после родов. Причин этого насчитывается около сотни. Поэтому сейчас ПЭП, если так можно выразиться, самый модный диагноз. За последние годы я буквально не встречал ни одного ребенка, которому его не поставили бы.

И это не только потому, что ко мне приходят в основном заведомо больные дети. В принципе, если захотеть, у любого новорожденного можно найти те или иные отклонения, практически у любой женщины обнаружить какие-то неблагоприятные моменты во время беременности. Редкая мама за 9 месяцев ничем не заболеет, не испытает стресса и т. д. Поэтому, на мой взгляд, имеет место и некоторая гипердиагностика, врачи просто перестраховываются.

А значит, надо внимательно смотреть: ПЭП заканчивается в основном к 6 месяцам, в крайнем случае - к году. После этого возможны какие-то остаточные явления, но чаще всего ребенок снимается с учета по данному заболеванию. А вот дальше все зависит от родителей - разовьется ли у ребенка повышенная нервозность, будет ли плохая успеваемость в школе и т. д. Нужно следить за темпами развития, если вдруг появилось какое-то отставание, вовремя корректировать его, занимаясь с ребенком, помогая ему. Так что возможные последствия ПЭП (если это заболевание действительно имело место) снимаются обычными педагогическими и психотерапевтическими приемами.

Если ваш ребенок не стоит у невропатолога на учете по какому-то другому заболеванию, требующему проведения энцефалограммы, то делать ее повторно нет надобности.

Оксана Дульская, по материалам сайта "АиФ Здоровье".

Вопросы и ответы

x

Вам понравилась статья?

Оцените статью

Моему сыну в 11месяцев поставили ДЦП и рекомендовали заниматься гимнастикой Войта. До этого нам ставили ПЭП и мы лежали в специализированной больнице: делали массаж, кололи и пили препараты. До гимнастики Артём не переворачивался, не ползал, плохо работали руки. В Интернете на форумах я смотрела мнения по гимнастике, но мало что нашла, зато все ярко описывают как ребёнок кричит на гимнастике. Когда моему сыну делали уколы он тоже кричал, вырывался, но мы всё равно делали. На мой взгляд главное это есть результат или нет. Пусть я буду первая в оценивании, но это впечатляет! После первого занятия, которое длилось 40 мин. в течение дня я увидела, что руки стали "умелее", были слабые попытки поворачиваться. После 7 занятия Артём свободно переворачивался, были робкие попытки ползти. Всего 7 занятий и такой результат, а массаж с 2 мес. мы сделали 5 курсов по 15-20 сеансов и ноль. Нам поставили очень жёсткие условия в поведении с ребёнком в течении дня: не сажать, в случаях крайней необходимости носить на руках, ни ходунков ни манежей. В течение дня, во весь период бодрствования, ребёнок должен находиться на полу, самостоятельно осваивать ползание. Сейчас в занятиях мы сделали перерыв, дабы ребёнок сам пробовал свои силы

02.03.2005 08:44:15, Кристина

Моему сыночку тоже поставили ПЭП. Тоже кучу лекарств. Но наш ПЭП проходит вместе с гидроцефальной головкой. Поэтому меня это пугает. Хотя врач на УЗИ сказала, что ничего страшного нет, а так как ребенку 3 месяца, то все прекрасно и быстро лечится. в медицинских справочниках написаны кошмары, а в родительских сайтах - вполне обычные вещи. Кому верить?

29.12.2003 04:52:20, Аня

Всего 22 сообщения Прочитать обсуждение полностью.

Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]

Еще по теме "С 3 до 7 лет. Кому страшны угрозы ПЭП?":

Книжная бессонница 2014 — «МУЗЕЙНАЯ НОЧЬ»!

В книжном магазине «Москва» на Воздвиженке 17 мая в 20.00 откроют свои двери самые необычные музеи в мире! Спешите посетить их — ведь они будут работать лишь один вечер! Стало хорошей традицией каждый год устраивать фестиваль «Ночь музеев» в Москве. В этом проекте участвует большое количество культурных центров столицы, но еще никогда под одной крышей не собиралось одиннадцать самых необычных музеев мира! А мы приглашаем наших читателей посетить ДЕТСКИЙ ОТДЕЛ и Музей магии и волшебства...

группа здоровья

О чем говорит цифра, которой обозначают группу здоровья? у одних, например, стоит 2, у других - 3, 4 ? ПЭП - перинатальная энцефалопатия, прогноз её может быть разным - от полной...

ОНР - перспективы?

...классика была такая, не знаю, кто без нее обошелся... потом сняли все. сейчас да, появились диагнозы - ПЭП на пятом А стихи, ну есть же книжки, где на пару четверостиший 3 - 4 рисунка.

Опять ПРИВИВКИ и ДЕПАКИН

...будьте внимательны к состоянию ребенка, если хоть что-то вызывает сомнения -- не торопитесь с прививками, невропатологи часто советуют не прививать детей с ПЭП до 3 - 4 лет...

ПЭП

Нам поставили диагноз ПЭП в слабой форме. Это не опасно? Вроде это бывает от гипоксии в родах или пренатальной. Кто с этим сталкивался?

Опрос. Про массаж.

1.В 4 и 7 месяцев 2. ПЭП 3. 2 по 10 штук 4. 10 и 20 минут 5. По знакомству 6. ДА! После первого начал держать голову, после второго стоять на четвереньках!

ПЭП

"Среди заболеваний нервной системы новорожденных на первом месте находятся гипоксические сосудистые повреждения. Одним из наиболее серьезных последствий нарушения обмена кислорода у плода и новорожденного является перинатальная энцефалопатия. Перинатальные повреждения мозга составляют более 60% всей патологии нервной системы детского возраста, непосредственно участвуют в развитии таких заболеваний, как детский церебральный паралич, эпилепсия, минимальная мозговая дисфункция...."

Еще разПЭП Наукобразно - 2

Глава из книги Пальчик А.Б., Шабалов H.П. Гипоксически-ишемическая энцефалопатия новорожденных: руководство для врачей. СПб: "Питер", 2000

Еще раз ПЭП Наукаобразно

Глава из книги Пальчик А.Б., Шабалов H.П. Гипоксически-ишемическая энцефалопатия новорожденных: руководство для врачей. СПб: "Питер", 2000

ПЭП

Ищу мам и пап у детей которых стоит диагноз ПЭП. Хотелось бы общаться с ними по поводу лечения этого заболевания. Может я что-то смогу им посоветовать , может они дадут мне какие-нибудь советы. Надоело биться одной как рыба об лед.

ПЭП

Девушки,кто-нибудь может объяснить на доступном пониманию языке,что такое ПЭП.Чем он грозит в будущем? Родился сын 5 дней назад,жена очень волнуется,а врачи внятно объяснить не могут что к чему.Говорят только,что нужно наблюдаться у невропатолога.

28.02.2001

Обновлено 28.02.2001

www.7ya.ru

Что такое ПЭП и ММД, как помочь ребенку с такими диагнозами

Что такое ПЭП и ММД и как помочь детям с таким диагнозом

Практически у каждого ребенка в медицинской карте стоит запись педиатра и невропатолога с диагнозом ПЭП, ММД или СПНРВ (синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости). К сожалению, врачи не часто снисходят до пояснения непонятных аббревиатур. Как следствие этого, родители порой и не знают про диагноз своего малыша и тем более не знают, что с этим делать.

ПЭП - перинатальная энцефалопатия, поражение нервной системы, ведущее значение в возникновении которой играет гипоксия (кислородное голодание) плода. Одним из самых грозных осложнений ПЭП является детский церебральный паралич (ДЦП).

ММД - минимальная мозговая дисфункция, нарушение функции ЦНС вследствие микроповреждений коры и подкорковых структур головного мозга. Возникает главным образом в результате кислородного голодания плода во внутриутробном периоде (гипоксия) и в процессе родов (асфиксия), а также в результате родовой травмы. Этот диагноз может быть записан и как МЦД (минимальная церебральная дисфункция). Наиболее частое проявление ММД - это гипердинамический синдром (синдром двигательной расторможенности).

Родителям достаточно сложно связать эти диагнозы с вялостью или, что бывает чаще, с возбудимостью ребенка. Малыш много кричит, при крике у него дрожит подбородок, он часто срыгивает, реагирует на ухудшение погоды. Ко всему этому у него вздувается животик, никак не налаживается стул (частый или, напротив, имеется склонность к запорам). Ребенок плаксив, легко возбуждается и трудно успокаивается, нарушен сон, запрокидывает головку, повышен тонус, страдает от внутричерепного давлении и т.д. и т.п. В дальнейшем, по мере взросления малыша, у него может наблюдаться отставание в речевом развитии, расторможенность, неусидчивость, непослушание.

А ведь многих проблем можно было бы избежать, отнесись родители к проблеме так, как она того заслуживает - достаточно серьезно, но без избыточного драматизма. Названные диагнозы в карте ребенка - это не сигнал к панике, а сигнал к действию! Прежде всего, необходимо проконсультироваться с невропатологом. Если врач не назначил никакого лечения, сказав, что все пройдет само собой с возрастом, то срочно ищите другого врача. Может быть и пройдет, но не у всех, а лишь у части детей. А остальным придется нести этот груз по жизни.

Если у ребенка стоит диагноз ПЭП или ММД, то необходим курс лечения. Какой - это зависит от возраста и конкретного случая. Не надо бояться препаратов, которые назначает врач, даже если эти таблетки пьет Ваша бабушка от склероза! Бабушка нуждается в улучшении мозгового кровообращения, также как и Ваш малыш, только дозировка у них разная. Помимо медикаментозного лечения, малышу необходим массаж, лечебная физкультура, физиотерапия, а впоследствии, если понадобится, занятия с логопедом, психологом. Чем раньше Вы начнете квалифицированное лечение, тем лучше будет результат.

Но только не стоит паниковать и думать, что специалисты обнаружили у ребенка нечто ужасное: к выпускному вечеру расстройство сойдет на нет, однако прежде успеет доставить немало неприятностей своему хозяину, а также хлопот родителям и учителям. Можно ли их избежать? Разумеется! Но, к сожалению, симптомы ПЭП и ММД часто не воспринимаются родителями как патологические и не служат поводом для обращения к невропатологу. Родители очень долго не могут объективно оценить состояние своего ребенка, характеризуя особенности его поведения как "лень", "непоседливость", "нервозность", "избалованность" и т.п.

Ответив "да" на ряд вопросов, родители сами могут определить, есть ли у ребенка основания "претендовать" на диагноз ПЭП и ММД.

  • На первом году малыш вызывал беспокойство у врачей в связи с повышенной возбудимостью, нарушениями мышечного тонуса или другими проявлениями так называемой перинатальной энцефалопатии (ПЭП)? И если да, то не пренебрегали ли Вы их рекомендациями, считая, что "само пройдет"?

  • Ребенок засыпает с трудом, обычно часто просыпается ночью, ворочается и вскрикивает во сне? Скорее всего, он рано (до 6 лет) отказался от дневного сна?

  • Шумным и беспокойным, а подчас прямо-таки агрессивным поведением он напоминает маленького разбойника, не признает запретов, ему трудно сосредоточиться на книге или настольной игре, требующей внимания и терпения?

  • Часто бывает не в настроении, плачет и капризничает по малейшему поводу, выглядит хмурым, отличается рассеянностью и частой сменой настроения?

  • Чувствует и ведет себя неважно при перемене погоды и магнитных бурях?

  • Периодически жалуется на головную боль, носит шапки и панамки большего размера, чем сверстники? Окружность головы годовалого ребенка в норме равна 46 см, в 2 года 48 см, в 3-4 года - 49 см, в 5 лет - 50 см, а затем она увеличивается примерно на 1 см в год до "взрослой" величины - 55-58 см.

  • Плохо приживается в коллективе, с трудом привыкает к новой обстановке?

  • Кажется неловким и неуклюжим, не вписывается в подвижные игры, требующие слаженности движений?

  • Быстро стаптывает обувь, при ходьбе чуть косолапит, ставя ноги носками внутрь, нагружает не всю стопу целиком, а только ее внутренний край и носочки?

  • Заикается или неправильно произносит слова, не так хорошо, как хотелось бы, запоминает детские стихи, не может внятно пересказать отрывок из только что прочитанной сказки?

  • Перед засыпанием ритмично покачивает головой или раскачивает туловищем, сосет пальцы, обкусывает ногти, машинально перекатывает в руках мелкие предметы или наматывает прядь волос на палец, гримасничает - словом, замечен во "вредных привычках"?

Если какие-то из этих проблем есть у малыша, не откладывайте визит к невропатологу, подробно расскажите врачу обо всем что беспокоит в поведении ребенка. Если Вы вовремя не обратитесь к специалисту, надеясь, что все пройдет само, то настоящие проблемы Вас будут ждать, когда малыш пойдет в первый класс.

Чтобы подготовиться к школе ребенку с диагнозом ПЭП и ММД, недостаточно выучить буквы и цифры. Главное - укрепить его слабую нервную систему, помочь ей справиться с предстоящей учебной нагрузкой. Чем раньше Вы начнете "приводить в порядок" нервы малыша, тем лучше будет результат. Только от Вас зависит, чтобы лечение не растянулось на долгие школьные годы, а произошло как можно скорее! Лечение будет заключаться не только в микстурах и таблетках (этого не надо бояться), но и в создании определенной обстановки в семье, которая "работала" бы на выздоровление ребенка. Для этого, прежде всего, Вы сами должны правильно понимать, что происходит с малышом и серьезно к этому относиться. Порой он и рад бы быть паинькой и умницей, да с самим собой у него сладу нет. На семейном совете примите к действию ряд пунктов, от которых зависит скорейшее выздоровление Вашего малыша.

  • Найдите по рекомендации знакомых и посетите хорошего невропатолога. Обязательно пройдите курс лечения (скорее всего не один) и регулярно (весна и осень) показывайтесь врачу.

  • Ребенок должен ложиться спать, вставать по утрам, питаться, ходить на прогулку в одни и те же определенные часы. Привычные действия служат определенными сигналами точного времени, синхронизирующими работу нервной системы, а отступления от режима вносят разлад в нервные процессы.

  • Сделайте все возможное, чтобы наладить дневной сон ребенка - ослабленной нервной системе жизненно необходим послеобеденный отдых.

  • Не старайтесь часто приглашать в дом гостей, водить ребенка в гости, на вечеринки, в развлекательные клубы и т.п. Нарушается привычный распорядок дня, ребенок получает огромное количество лишних впечатлений и эмоций.

  • Возьмите под контроль общение малыша со сверстниками. Оно должно быть непродолжительным и неутомительным. Водить дружбу с расторможенными детьми ему противопоказано. Для знакомства выберите спокойного, неагрессивного ребенка постарше.

  • Никогда не выясняйте отношения в присутствии ребенка - ссоры между взрослыми до крайности истощают детскую психику, отдаляя час победы над минимальной мозговой дисфункцией.

  • Наложите запрет на телевизор и компьютерные игры: мелькание кадров может спровоцировать судорожный приступ, расшатать далеко не железные детские нервы. Избавьте ребенка от агрессивных зарубежных мультфильмов.

  • Не стоит брать малыша в заграничные турне, жаркие страны, загорать с ним на солнцепеке. Лучший отдых для него - на даче в кружевной тени родных яблонь, рябин и берез. Если же ребенку необходим морской воздух и вода, лучше ехать в бархатный сезон и минимум на два месяца.

  • Организуйте детский досуг с пользой для здоровья, выделив время для занятий физкультурой, плаванием или подвижных игр на воздухе, улучшающих координацию и точность движений.

  • Пусть ребенок больше рисует, вырезает, склеивает, складывает, строит из конструктора, выкладывает мозаику и т.п. Все это поможет разработать мелкую моторику рук, развить зрительную память и пространственную ориентировку.

  • Чаще читайте малышу стихи, сказки, слушайте спокойную музыку, детские песенки, народные песни.

  • Не водите ребенка дошкольного возраста во все возможные кружки, секции, музыкальную школу, на занятия иностранным языком и на подготовку к школе. До тех пор, пока Вы не справитесь с последствиями ПЭП и ММД, вряд ли ребенок будет делать какие-либо успехи. Кроме вреда это ничего хорошего ни Вам, ни малышу не принесет. Да и в гимназию с двумя иностранными языками с первого класса и экзаменами в конце каждого года тоже не стоит отдавать ребенка. Перед началом обучения в школе поговорите с учителем, расскажите о проблемах малыша, попросите об индивидуальном подходе, в котором Ваш ребенок действительно нуждается.

Уважаемые родители, помните, что быстро справиться с последствиями ПЭП и ММД поможет комплексное лечение, благоприятная обстановка в доме, щадящий режим и коррекционная работа с такими специалистами, как дефектолог, логопед, психолог, педагог.

infourok.ru

девченки кому ставили диагноз ПЭП??? - запись пользователя лена (len5490) в сообществе Здоровье новорожденных в категории Неврология

дабы не быть голсловной

Сложное словосочетание перинатальная энцефалопатия встречается в лексиконе детских врачей, а следовательно, и родителей удивительно часто. По крайней мере, у половины читателей, заглянувших в амбулаторную карточку своего ребенка, есть реальные шансы обнаружить там знаменитую аббревиатуру ПЭП — что, собственно, и расшифровывается как перинатальная энцефалопатия.
Перевод на русский язык этого медицинского термина не очень прост. Но мы попробуем.
«Пери-» — (греч. peri-) приставка, означающая «расположение вокруг, снаружи, при чем-либо». «Натальный» — от лат. natus — рождение. Несложно сделать вывод, что суть понятия «перинатальный» — связанный с родами, имеющий место до, во время, после родов, есть даже такое словосочетание — «перинатальный период» и наука «перинатология». Имеет, по-видимому, смысл сразу же уточнить, что перинатология называет перинатальным периодом интервал, начиная с 28-й недели внутриутробной жизни плода и заканчивая седьмым днем после рождения1.
Слово «патия-», происходящее от греческого pathos-, переводится как «болезнь», «страдание». Также греческое enkefalos — головной мозг. Ну а вместе получается «энцефалопатия» — болезнь мозга.
Болезнь мозга — понятие неконкретное, неудивительно, что и энцефалопатия — не конкретная болезнь, а термин, объединяющий целый ряд самых разнообразных болезней головного мозга. Становится очевидным, что диагностировать, лечить и вылечить энцефалопатию нельзя в принципе, ибо как можно лечить неконкретное понятие.
Отсюда следует, что если уж термин «энцефалопатия» произнесен, то надобно добавлять и другие пояснительные слова. Так обычно и поступают — для уточнения имени болезни к слову «энцефалопатия» добавляется соответствующее прилагательное, указывающее на причинный фактор, вызвавший болезнь (повреждение) мозга.
Например, билирубиновая энцефалопатия (поражение мозга, связанное с высоким уровнем билирубина), гипоксическая энцефалопатия (поражение мозга, связанное с дефицитом кислорода), ишемическая энцефалопатия (поражение мозга, связанное с нарушением мозгового кровообращения). Вполне понятны и не нуждаются в подробных объяснениях такие словосочетания, как диабетическая энцефалопатия, травматическая энцефалопатия, алкогольная энцефалопатия.
Несомненно, что без уточняющего прилагательного слово «энцефалопатия» не имеет никакого смысла и означает примерно следующее: «с мозгами что-то не так». И в этом аспекте слово «перинатальный» выглядит, по меньшей мере, странно, ибо никоим образом не уточняет природу повреждения головного мозга. Этот термин всего лишь указывает на временной интервал, когда эти изменения произошли.
Вот и получается, что словосочетание «перинатальная энцефалопатия» вразумительно перевести на русский язык просто невозможно — ну, ориентировочно, «с мозгами что-то не так из-за повреждения перед родами, во время или непосредственно после родов». Что не так? Да кто его знает…
С учетом приведенной информации, читатели, пожалуй, и не удивятся тому факту, что диагноз «перинатальная энцефалопатия» отсутствует в международной классификации болезней и не используется нигде в мире, за исключением, разумеется, стран СНГ.
Назвать болезнь конкретным именем или пусть и завуалировано, но сказать «с мозгами что-то не так» — принципиально разные вещи.
Нервная система ребенка вообще и головной мозг в частности развиваются очень быстро. В процессе развития эпизодически возникают всякие непонятности, появляются, исчезают и угасают рефлексы, стремительно меняются реакции на окружающую среду, совершенствуются органы чувств, значительные изменения претерпевает объем движений и т. д. и т. п. Медицинская наука изрядно потрудилась и постаралась все эти изменения систематизировать. Отсюда многочисленные труды с информацией о нормах, о том, что положено, а что нет, о том, что может быть, что допустимо, чего не может быть никогда. А поскольку анализируемых и подвергнутых учету факторов сотни, что-нибудь обязательно выйдет за рамки отведенных сроков и норм.
И тогда на повестку дня встанет вопрос о диагнозе…
А поставить диагноз, руководствуясь международной классификацией болезней, не удастся. Но ведь есть конкретные жалобы и проблемы: у нас подбородочек дрожит, мы плакали 30 минут без остановки, а вчера срыгнули целых четыре раза, а на прошлой неделе очень сильно дрыгали ногами и т. д.
Алгоритм взаимоотношений детского врача и родителей в рамках отечественной ментальности совершенно не предусматривает фразы типа «все нормально, оставьте дитя в покое» или «успокойтесь, перерастет». Стандартная процедура любого врачебно-родительского контакта начинается с вопроса «на что жалуетесь?» и заканчивается конкретным диагнозом. Ситуация, при которой родители всем довольны, — удивительная редкость. Врачебный осмотр, в ходе которого не будут обнаружены никакие отклонения от норм, сроков и стандартов, — явление уникальное. Сочетание редкого и уникального — это уже вне комментариев.
В то же время и жалобы, и выявленные в ходе осмотра ненормальности сплошь и рядом на диагноз, собственно говоря, не тянут. Ну не все замечательно, ну не так кое-что, ну не совсем так кое-где, но это ж не повод лечиться-спасаться-обследоваться… Но произнести, а тем более написать фразу «что-то не так» или «с мозгами что-то не так» — это ж окончательно и бесповоротно подорвать доверие к медицинской науке вообще и к конкретному врачу в частности.
И тут приходит на помощь замечательный диагноз — «перинатальная энцефалопатия». Диагноз чрезвычайно удобный в силу своей внешней учености и неопределенности.
Здесь есть еще один очень интересный нюанс. Конкретный неврологический диагноз — реальный повод для серьезного лечения, очень часто в условиях стационара. Отсюда отчетливая тенденция к тому, что чем ближе к больнице — тем больше ясности и определенности. Неудивительно в этой связи, что в роддомах, отделениях патологии новорожденных и детских неврологических стационарах диагноз «перинатальная энцефалопатия» не встречается практически никогда. Там, где есть повод серьезно лечить, нельзя без серьезного и осмысленного диагноза.
Проиллюстрируем это следующими примерами.
Наиболее распространенный вариант энцефалопатии у детей раннего возраста — т. н. гипоксически-ишемическая энцефалопатия — повреждение мозга из-за нехватки кислорода и нарушений мозгового кровообращения в перинатальном периоде. А теперь цифры: по данным авторитетных зарубежных медиков и отечественного учебника «Основы перинатологии», гипоксически-ишемическая энцефалопатия (ГИЭ) встречается у доношенных новорожденных с частотой 1,8—8 случаев на 1000 детей, т. е. 0,18—0,8%.
По тем же данным, на долю ГИЭ приходится примерно половина всех перинатальных повреждений нервной системы.
Здесь имеется в виду следующее. Среди выявляемых в перинатальном периоде болезней нервной системы выделяют: уже упомянутую нами гипоксически-ишемическую энцефалопатию; родовые травмы, инфекции, врожденные аномалии и нарушения обмена веществ. Так вот, примерно половина — это ГИЭ, вторая половина — все остальное.
Несложно посчитать, что если на долю ГИЭ приходится 0,8%, то все вместе — 1,6%, максимум 2%. Приведенные цифры относятся к доношенным детям. У недоношенных, а их около 10%, поражения нервной системы встречаются намного чаще, так что итоговую цифру можем смело увеличить еще в 2 раза.
Подведем итог всей этой арифметики. Конкретный диагноз перинатального поражения нервной системы может быть установлен у 4% детей, в то же время перинатальная энцефалопатия выявляется в детских поликлиниках нашей страны у 50% детей, а в некоторых лечебных учреждениях эта цифра достигает 70%!!!
Еще раз прошу вдуматься в эти фантастические цифры: конкретные, требующие лечения болезни нервной системы имеют место максимум у 4% детей, но каждая вторая мама отправляется в аптеку за лекарствами «для мозгов».
Именно эти походы в аптеку представляют собой важнейшее звено в рассматриваемой теме. Ведь что получается: половина детей имеют диагноз «у вас с мозгами что-то не так», что в переводе с русского языка на медицинский звучит как «перинатальная энцефалопатия». Казалось бы, ну и что тут такого страшного? Ну поговорили, написали, разошлись по домам в конце концов! Но ведь так не получается, ибо как из жалобы вытекает диагноз, так из диагноза вытекает лечение. Ибо, коль уж сказано «А» (перинатальная энцефалопатия), так приходится говорить «Б» (— попейте эти таблеточки). А если вышеупомянутое «Б» не сказать, так это значит быть равнодушным и невнимательным. Как же можно ничего не делать, если такой страшный диагноз!!!
Лечение перинатальных поражений нервной системы лекарствами — это вообще отдельная тема. Дело в том, что после воздействия на мозг ребенка повреждающего фактора (травма, кислородное голодание и т. д.) начинается острый период энцефалопатии, который длится 3—4 недели. Именно в остром периоде необходима активная лекарственная терапия, которая способна серьезным образом повлиять на исход болезни. Далее следует т. н. восстановительный период, когда эффективность фармакологических средств очень невелика и акцент делается на принципиально другие методы помощи — массаж, физиопроцедуры и т. п.
Несложно заключить, что визиты в детскую поликлинику никогда не происходят в остром периоде болезни, так что даже при серьезных неврологических проблемах лечение лекарствами в большинстве случаев не нужно и бесперспективно. Что уж говорить про болезни несерьезные или про неболезни в принципе…
И в этом аспекте неопределенное, умно-ученое, но ничего не требующее и ни к чему не обязывающее понятие «перинатальная энцефалопатия» представляет собой конкретное зло. Именно зло, поскольку сплошь и рядом инициирует действия и явления совершенно ненужные, иногда опасные — эксперименты с лекарствами, ограничения нормального образа жизни, хождения по медицинским учреждениям, материальные потери, эмоциональные стрессы.
Искоренить это зло практически невозможно. Можно лишь изменить к нему отношение. Изменить отношение и понять самое-самое главное: перинатальная энцефалопатия — это не повод спасаться и грустить. Ведь если у вашего малыша обнаружили перинатальную энцефалопатию, так это значит, что нет у него серьезных, конкретных и опасных болезней. Это временно, это мелочи, это само пройдет, образуется, перерастется.
И это повод улыбнуться и потерпеть.

автор: к.м.н. Е.О. Комаровский, статья взята с сайта http://komarovskiy.net

www.babyblog.ru

Диагноз пэп у грудничка что это такое


ПЭП: симптомы и последствия диагноза у новорожденных / Mama66.ru

Часто в медицинских картах новорожденных детей можно увидеть пугающую молодых матерей аббревиатуру ПЭП. Сам термин «перинатальная энцефалопатия» был предложен в 1976 году и происходит от четырех греческих слов: приставки «peri» — расположенный около, при чем-либо, «natus» — рождение, «pathos» — болезнь и «enkefalos» — головной мозг.

Перинатальным периодом называется время с 28 недели беременности и до седьмого дня после рождения (до 28 дня у недоношенных детей), а энцефалопатия – термин, который обозначает различные патологии мозга.

Таким образом, ПЭП – некий собирательный диагноз для обозначения неврологических нарушений у новорожденных детей, причем конкретные симптомы, причины и тяжесть этого состояния могут быть различными.

В международной классификации существуют различные виды энцефалопатии, их наименования указывают на причину появления заболевания (например, гипоксическая или диабетическая энцефалопатия), но перинатальной формы нет, так как этот термин указывает лишь на временной интервал появления нарушений.

В последние годы отечественные детские неврологи тоже все чаще используют другие диагнозы, например, перинатальная асфиксия и гипоксически-ишемическая энцефалопатия.

Причины

На внутриутробное развитие мозга и нервной системы в целом влияют различные неблагоприятные факторы, в частности здоровье матери и состояние окружающей среды.

Осложнения могут возникнуть и во время родов.

  1. Гипоксия. Когда ребенку в утробе или в процессе родов не хватает кислорода, страдают все системы организма, но прежде всего головной мозг. Причиной гипоксии могут быть хронические заболевания матери, инфекции, несовместимость по группе крови или резус-фактору, возраст, вредные привычки, многоводие, пороки развития, неблагополучно протекающая беременность, неудачные роды и многие другие. Подробнее о гипоксии→
  2. Родовая травма, вызывающая гипоксические или механические травмы (переломы, деформации, кровоизлияния). Вызвать травму могут: слабая родовая деятельность, быстрые роды, неудачное положение плода или ошибка акушера.
  3. Токсические поражения. Эта группа причин связана с вредными привычками и приемом во время беременности токсических веществ (алкоголь, наркотики, некоторые лекарственные средства), а также с влиянием окружающей среды (радиация, промышленные отходы в воздухе и воде, соли тяжелых металлов).
  4. Инфекции матери – острые и хронические. Наибольшую опасность представляет заражение женщины во время вынашивания ребенка, так как в этом случае риск инфицирования плода очень высок. К примеру, токсоплазмоз, герпес, краснуха, сифилис редко вызывают у плода симптомы инфекционного заболевания, но являются причиной серьезных нарушений в развитии головного мозга и других органов.
  5. Нарушения развития и обмена веществ. Это могут быть врожденные заболевания как матери, так и ребенка, недоношенность плода, пороки развития. Часто причиной ПЭП является тяжелый токсикоз

vsiavishivka.ru

Детский врач, невролог - Дмитрий Васильевич Сандаков: Что такое ПЭП?

Следует непременно знать, что с 2004 года диагноз ПЭП \перинатальная энцефалопатия - изменения ЦНС произошедшие в период рождения ребенка\ выставляется только детям с подтвержденным поражением центральной нервной системы. Ребенок рождается с ПЭП, или без нее. С 2005 года, диагноз ПЭП заменен на ППЦНС (перинатальное поражение ЦНС). Но для удобства, я буду пользоваться более привычным термином ПЭП.

ПЭП, или перинатальная энцефалопатия, чаще всего бывает следствием гипоксического поражения мозга в период беременности или в первые часы после родов. Причин этого насчитывается около сотни. Поэтому сейчас ПЭП, если так можно выразиться, самый модный диагноз.

Врач-невролог поликлиники в диагноз выставляет только синдромы, имеющие значение, в реабилитационном периоде не объединяя их единым диагнозом ПЭП.

Для родителей малыша это означает следующее: если в диагнозе стоит ПЭП - у ребенка есть поражение ЦНС и это, конечно, серьезно.

А если выставлены синдромы \синдром мышечной дистонии, синдром двигательных нарушений, гипертензионный синдром, синдром повышенной рефлекторной возбудимости, судорожный синдром, синдром угнетения и т.д.\, это означает что у малыша ранний, а после пяти месяцев поздний восстановительный период функциональных изменений ЦНС.

Тяжесть малыша определяется наличием количества синдромов, и степенью их выраженности.

При отсутствии ПЭП, вы должны быть уверены, что при правильной тактике ведения пациента эти синдромы должны быть купированы без следа и остаточных явлений.

Важно знать, что за первый год жизни малыша, количество нервных клеток головного мозга увеличивается почти в четыре раза. Поэтому чем раньше вы начнете действовать с целью купирования возникших послеродовых осложнений, тем выше ожидаемый положительный эффект.

Ведущий метод в восстановительном лечении ПЭП - массаж и ЛФК. Не спешите утешить себя приемом большого количества препаратов, лечение таблетками имеет и обратную сторону.

nevronet.ru

что это такое и как лечить

ПЭП у новорожденных — что это такое?

Все чаще в современной медицине при осмотре в родильном доме или при обращении в детские поликлиники встречается у новорожденных деток диагноз — перинатальная энцефалопатия, сокращенно ПЭП. Что же кроется за этим непонятным словосочетанием? Насколько это опасно и отчего возникает ПЭП у младенцев? Именно в этом и стоит разобраться.

ПЭП – что это такое?

Перинатальная энцефалопатия – достаточно часто встречающийся диагноз у новорожденных, который включает в себя всевозможные отклонения в структуре и функциях головного мозга, повышением нервно-рефлекторной возбудимости.

Предпосылки

Предпосылками для установления такого диагноза могут являться различные факторы. Во-первых, учитываются личные показатели будущей мамы:

  • возрастной период;
  • наличие вредных привычек;
  • экологические показатели местности проживания;
  • наследственность;
  • заболевания на генном уровне;
  • различные инфекции, в особенности передающиеся половым путем и многие другие.

Далее рассматривается период беременности и родов, если у матери наблюдались сильный токсикоз, анемия, слабость родовой деятельности, продолжительный безводный период, длительное медикаментозное лечение, обвитие плода пуповиной, если диагностируется незрелость или недоношенность ребенка и так далее. В совокупности все эти факторы имеют свойство вызывать гипоксию плода (нехватка кислорода, продолжительное или кратковременное кислородное голодание), и как следствие неправильное функционирование центральной нервной системы.

Что характеризует наличие ПЭП у новорожденных?

Итак, малыш появился на свет. Что же характеризует наличие ПЭП у новорожденных? В первую очередь при осмотре малыша врач проверяет, нет ли отклонений в реакции, правильно ли срабатывают рефлексы новорожденного. Если наблюдаются хоть малейшие нарушения, то запись с диагнозом ПЭП уже может появиться в медицинской карточке. В последующем на наличие ПЭП могут указывать вялость или наоборот сильная возбудимость малыша, сильный плач, частое срыгивание, не устанавливается стул или возникают запоры, трудности со сном, тревожность и многое другое. Наиболее сложными последствиями могут выступать детский церебральный паралич, гидроцефалия, эпилепсия, вегетативная дисфункция.

Лечение перинатальной энцефалопатии

Врачи, при первом же диагностировании перинатальной энцефалопатии у ребенка, принимают ряд комплексных мер, направленных на быстрое излечение. Но при затянувшейся болезни переходят на прием определенных медикаментов, витаминов, занятие физиотерапией, лечебно-физкультурной гимнастикой, массажем. Родители, со своим малышом, могут обратиться и к гомеопатам, которые хорошо себя зарекомендовали в лечении неврологических отклонений. И конечно, все эти действия проводятся под постоянным наблюдением врачей-специалистов в этой области и при регулярных обследованиях, которые будут отображать улучшения или ухудшения состояния ребенка. Стоит проконсультироваться у нескольких специалистов при возникновении спорных вопросов, так как нередко при диагнозе ПЭП имеет место «гипердиагностика», когда врачи проводят осмотр, не учитывая внешние и внутренние обстоятельства. В холодном помещении малыш может чувствовать себя скованно и быть малоподвижным, в сонном состоянии – вялым и плаксивым, при испуге или сильном шуме у малыша может нарушиться сон, стать более беспокойным, что может негативно сказаться на результатах обследования, но никак не повлиять на его правильное развитие.

Главное в таком деле, не поддаваться панике и не опускать руки. При правильном лечении, заботе и любви малыш сможет быстро пойти на поправку.

Важно! Перед применением средства не забудьте проконсультироваться с врачом.

dobrzdrav.ru

что такое диагноз пэп? ребенку поставил диагноз невропатолог

ПЭП - «перинатальная энцефалопатия» , в российской детской неврологии подразумевается собирательный диагноз, характеризующий различные нарушения структуры и функции головного мозга, возникающее в перинатальном периоде жизни ребенка. Перинатальный период начинается на 28 неделе внутриутробной жизни ребенка, и заканчивается к 7 суткам после рождения (у доношенных детей) или к 28 суткам (у недоношенных) . Исходя из формулировки можно видеть, что этот термин не подразумевает какой-либо конкретной патологии, т. е. диагнозом как таковым считаться не может. Подразумевается, что у ребенка «что-то с мозгом» вследствие какого-то повреждения. На современном уровне диагностики такой подход не может считаться приемлемым, поэтому в мире используются более точные характеристики поражений мозга в перинатальном периоде. Проявления заболевания разнообразны: внутричерепная гипертензия, синдром угнетения функций ЦНС, синдром возбуждения и др. Для лечения используется широкий спектр медикаментозных и немедикаментозных средств. При правильном подходе обычно к 1 году жизни все симптомы исчезают, и ребенок считается практически здоровым. При неблагоприятном течении возможны последствия (гидроцефальный синдром, вегето-сосудистая дистония, а также и более тяжелые - детский церебральный паралич, эпилепсия) . Чтобы выяснить, с чем связано нарушение сна у ребенка, необходимо проконсультироваться у невролога. Обязательно лечитесь! Мы вот не смогли уберечься от последствий! Крепкого вам здоровья!!!

ПЭП – перинатальная энцефалопатия, поражение нервной системы, ведущее значение в возникновении которой играет гипоксия (кислородное голодание) плода. Одним из самых грозных осложнений ПЭП является детский церебральный паралич (ДЦП) .

каждому третьему ставят. Ничего старшного в этом нет. Массаж сделайте

пеп - это жанр музыке вы чего совсем уже чтоли?

пренатальная энецефалопатия (гипоксия) , но её надо лечить и не только массажем.

моей старшей тоже ставили из-за гипоксии. но к году все проходит. мы несколько курсов массажа делали и лекарства какие-то пили (помню только одно - танакан)

главное не пугайтесь, этот диагноз ставится чуть ли не всем. Делайте массаж! Возможно, что вам ещё какие то физио процедуры будут делать

нам тоже на первом приеме у невропатолога (1мес) поставили такой диагноз, сделали курс массажа, попили лекарства и уже к 6мес. этот диагноз сняли...

сейчас Это уже называется ПП ЦНС ( перинатальное поражение ЦНС) . Лечение : массажи, если назначат препараты не надо их пугаться, а надо их давать, купание в успокаительных сборах №2,№3, в морской соли, ежедневные прогулки . последствия ПП ЦНС разнообразны : отставание в развитии, такие дети очень чувствительны к переменам погоды, развитие синдрома гиперактивности в будущем, ну и в тяжелых случаях ДЦП. Найдите хорошего невропатолога и массажиста, если возраст ребенка позволяет сделайте обязательно УЗИ головного мозга. У нас тоже был такой диагноз много сил было на него брошено, обошлись хорошим массажистом и невропатологом, сама научилась делать многие приемы массажа и гимнастики и в 10 мес диагноз у нас этот сняли. Диагноз такой конечно не страшный но достаточно серьезный, шутить с ЦНС человека не стоит, потому что ЦНС - это "администрация всего организма человека". Многие даже не представляют симптомы ПП ЦНС, а это даже когда ребенка кормите черносливом, а у него все равно непонятные запоры, или когда ребенок не какал, вы ему клизму делайте, а кал там жидкий, а все это объясняется как бы неправильной работой ЦНС. Короче писать на эту тему можно много.

touch.otvet.mail.ru

что это такое, признаки, лечение

Постгипоксическая энцефалопатия – состояние, которое характеризуется изменением структуры мозговой ткани и нарушением функций мозга вследствие перенесенного кислородного голодания. Прогрессирование дегенеративных изменений в мозговом веществе коррелирует с задержкой умственного и физического развития детей. Последствия повреждения тканей ЦНС в перинатальный период – основная причина развития неврологических нарушений у пациентов раннего детского возраста. Одно из осложнений – ДЦП (церебральный паралич). Распространенность ПЭП (перинатальная энцефалопатия) гипоксического генеза составляет около 5% случаев среди общего числа новорожденных.

Характеристика патологии

Перинатальная ишемическая энцефалопатия – повреждение мозга органического типа, связанное с дефицитом кислорода в клетках нервной ткани. Чаще кислородное голодание спровоцировано недостаточностью мозгового кровотока. Последствия патологического процесса не ограничиваются характерной симптоматикой в первые месяцы жизни.

Кислородное голодание мозговой ткани в период внутриутробного развития или в ходе родового процесса сказывается на функционировании мозга в дальнейшем. У детей, перенесших состояние гипоксии, часто возникают неврологические нарушения и изменение структуры мозговой ткани, что обнаруживается в ходе нейровизуализации.

Распространенное последствие – синдром церебральной гипертензии (стойкое повышение значений внутричерепного давления). Тяжесть последствий определяется характером и степенью повреждения мозга. При незначительных изменениях структуры мозгового вещества, нарушения у новорожденных детей в будущем могут проявляться неусидчивостью, невозможностью концентрировать внимание, гиперактивностью. При повреждениях тяжелой степени высока вероятность развития ДЦП.

Гипоксическая энцефалопатия у взрослых развивается на фоне перенесенных эпизодов кислородного голодания, которые ассоциируются с кратковременной остановкой дыхания или сердечной деятельности (терминальные состояния). Апноэ (кратковременное прекращение дыхания) возникает на фоне бронхиальной астмы или коклюша. Гипоксическое состояние у взрослых часто развивается при недостаточности мозгового кровотока, спровоцированной патологиями сердца или питающих мозг артерий.

Распространенные этиологические факторы, вызывающие гипоксические состояния у взрослых: асфиксия (удушье) из-за попадания в дыхательные пути инородных тел, утопление, паралич мускулатуры дыхательной системы вследствие отравления ядами или наркотическими веществами. Спровоцировать гипоксическое состояние может аллергическая реакция, сопровождающаяся отеком Квинке и сужением дыхательных путей.

Причины возникновения

Выявление причин гипоксии в перинатальный период сопряжено с трудностями. Обычно возникновение патологии связывают с осложнением течения беременности или родов. В 30% случаев новорожденным детям с гипоксически-ишемическими изменениями головного мозга ставят ошибочный диагноз.

Гипоксия ассоциируется с изменением реологических характеристик крови и с повреждением всех структур мозга, в том числе клеток нервной ткани и элементов кровеносной системы. Паталогические процессы приводят к масштабным органическим повреждениям, которые чаще носят диффузный характер.

Возникшие нарушения влияют на адаптацию организма младенца к окружающей среде, определяют степень тяжести течения заболевания и прогноз. Фетоплацентарная недостаточность, протекающая в хронической форме, и маловодие становятся причиной патологии в 15% случаев. Причины перинатальной энцефалопатии гипоксического генеза в 85% случаев связаны с болезнями, перенесенными матерью в период гестации:

  1. Анемия (дефицит гемоглобина, транспортирующего кислород в ткани), протекающая в хронической форме.
  2. Респираторно-вирусные инфекции.
  3. Артериальная гипертензия, носящая устойчивый характер.
  4. Соматические болезни, патологии ЦНС, протекающие в хронической форме.

В патогенезе немаловажную роль играет наследственная предрасположенность. В большинстве случаев у родителей и родственников грудничков с признаками поражения мозга гипоксической этиологии выявлялись цереброваскулярные патологии разных форм и генеза, в анамнезе многих из них значился инсульт.

Основные факторы, провоцирующие перинатальные поражения ЦНС у детей грудного возраста: внутриутробные инфекции (10%), эндокринные нарушения (8%), повреждения травматической природы (7%). Среди этиологических факторов, влияющих на развитие патологии у новорожденных, особое место занимает асфиксия, связанная с внутриутробной инфекцией, внутричерепным повреждением или родовой травмой.

Родовые травмы чаще ассоциируются с неправильным предлежанием плода или слабостью родовой деятельности (недостаточность интенсивности, длительности, периодичности сокращения мышц, выстилающих стенки матки). Токсико-гипоксическая энцефалопатия у взрослых и детей развивается на фоне отравления фармакологическими средствами и другими токсическими веществами.

Симптоматика

Симптомы ГИЭ у новорожденного обнаруживаются при помощи тестирования по шкале Апгар. Нередко в околоплодных водах обнаруживаются следы мекония (первые фекалии). Умеренная степень гипоксии может проявляться у новорожденного незначительно. Позже изменения, в том числе неврологический дефицит, обнаруживаются во время осмотра неврологом или планового УЗИ-исследования.

В некоторых случаях младенцу сразу требуется интенсивная терапия. Обычно наблюдаются клинические синдромы:

  • Угнетения. Вялость, апатия, гиподинамия, мышечная гипотония, ослабление рефлексов.
  • Коматозный. Врожденные рефлексы не возникают на болевые, световые и другие раздражители, атония (отсутствие тонуса мышц), отсутствие двигательной активности.
  • Судорожный. Судороги тонико-клонического или тонического типа.

Признаки гипоксически-ишемической энцефалопатии у новорожденных выявляются в ходе инструментальной диагностики и визуального осмотра. Течение заболевания варьируется у разных пациентов. Обычно патология сопровождается оживлением рефлексов, повышенной нервной возбудимостью (спонтанная моторная активность, оживление коленных рефлексов, тремор конечностей). Параллельно выявляются признаки церебральной гипертензии:

  1. Набухание, выпирание родничка.
  2. Запрокидывание головы в направлении назад.
  3. Беспричинный, частый плач.
  4. Снижение аппетита, отказ от еды.
  5. Нарушение сна.
  6. Увеличение диаметра черепа.
  7. Горизонтальный нистагм.
  8. Косоглазие сходящегося (зрительная ось отклонена в направлении к носу) типа.
  9. Мышечная дистония (патологическое сокращение мышц, сопровождающееся непроизвольными движениями).

Для пациентов характерны периоды остановки дыхания во время сна (эпизоды апноэ), апатия, вялость. Пониженная концентрация гемоглобина, характерная для гипоксически-ишемического поражения головного мозга у новорожденных, усугубляет течение церебральной гипертензии. Длительно текущий патологический процесс провоцирует развитие тканевого отека. Клиническая картина (по данным нейросонографии) включает:

  1. Кровоизлияния перивентрикулярной (в области желудочковой системы) локализации (40% случаев).
  2. Расширение желудочков (20% случаев).
  3. Ишемическое поражение подкорковых (базальных) ядер (10% случаев).
  4. Изменения диффузного типа в мозговой ткани – ишемическое поражение мозгового вещества в области желудочковой системы, отек паренхимы (структуры, образованные нейронами).

Перивентрикулярное кровоизлияние в сочетании с ишемическим поражением подкорковых ядер выявляется с частотой около 16%. Перивентрикулярное кровоизлияние в сочетании с гидроцефалией и ишемией базальных ядер диагностируется с частотой 14%. Подобные нарушения свидетельствуют о функциональной недостаточности мозга и нарушении мозгового кровотока.

Гипоксическое состояние, спровоцированное отравлением фармацевтическими средствами, нейротропными ядами и другими токсическими веществами, у детей и взрослых сопровождается симптомами, обусловленными специфическим действием ядов и нарушением нервной регуляции на фоне повреждения нервных структур.

Основные признаки: расстройство сознания, протекающее по типу психоза, сбои в работе вегетативной системы, психомоторное возбуждение, судорожный синдром. Первичное нарушение сознания стремительно прогрессирует, трансформируясь в дефицитные формы (сопор, кома). Обычно при этом ослаблена или отсутствует реакция зрачка на свет.

Диагностика

Уровень сознания взрослых пациентов, перенесших гипоксию токсического генеза, оценивают по шкале Глазго, тяжесть нарушения интеллекта по шкале MMSE. Состояние и функциональность нервной системы определяется при помощи неврологических тестов и методов инструментальной диагностики. Лабораторные анализы показывают повышенную концентрацию малонового диальдегида и молочной кислоты в сыворотке крови. Для диагностики перинатальной гипоксически-ишемической энцефалопатии применяют инструментальные методы:

  • УЗИ, нейросонография.
  • Эхоэнцефалография, электроэнцефалография.
  • МРТ, КТ.
  • Реоэнцефалография.
  • Церебральная ангиография.

В ходе инструментальной диагностики выявляются внутрижелудочковые кровоизлияния, повреждение мозговой ткани ишемического генеза преимущественно перивентрикулярной локализации, отек мозга. Анализ крови показывает снижение уровня гемоглобина – анемию разной степени тяжести.

Методы лечения

Лечение острого периода гипоксии у новорожденных предполагает проведение интенсивной терапии, которая включает аппаратную вентиляцию легких, применение препаратов антиоксидантного действия, корректоров тканевого метаболизма, антиконвульсантов. Параллельно проводится медикаментозная терапия, направленная на снижение проницаемости сосудистой стенки и устранение эффекта дегидратации.

Хирургическое лечение (перивентрикулярное шунтирование) показано при выраженном гидроцефальном синдроме в сочетании с перивентрикулярными кровоизлияниями. Восстановительное лечение младенцев проводится методом индуцированной гипотермии. Процедура представляет собой терапевтическое воздействие на показатели температуры тела новорожденного.

Основная цель – уменьшение риска развития ишемических процессов после перенесенного состояния кислородного голодания, связанного с эпизодом недостаточности кровообращения. Клинические исследования подтвердили уменьшение проявлений неврологической симптоматики после индуцированной гипотермии. Порядок проведения процедуры:

  1. Поддержание температуры тела новорожденного ребенка на уровне 33,5°С.
  2. Длительность воздействия – 72 часа.
  3. Начало процедуры – спустя 6 часов после рождения.

Один из передовых методов лечения, направленных на предотвращение ПЭП – внутривенное введение стволовых клеток (мононуклеарная фракция), полученных из пуповинной крови. Терапия способствует восстановлению клеток нервной ткани, стимулирует работу иммунной системы.

Лечение взрослых пациентов с диагнозом токсико-гипоксическая энцефалопатия на фоне отравления ядовитыми веществами проводится с учетом вида химического соединения, которое спровоцировало нарушения. Особое место занимает экстренная детоксикационная терапия, в том числе гемосорбция, гемофильтрация, плазмаферез, гемодиализ.

Прогноз и профилактика

Из-за серьезных последствий для здоровья ребенка большое значение приобретает профилактика гипоксически-ишемических процессов в период внутриутробного развития и профилактика асфиксии во время родов. Прогноз при гипоксических состояниях зависит от степени тяжести повреждений мозговых структур и выраженности неврологических нарушений.

Диагноз ГИЭ в младенческом возрасте коррелирует с такими патологиями, как мозговая дисфункция, ДЦП, эпилепсия. У взрослых постгипоксическая энцефалопатия становится причиной развития неврологического дефицита, ухудшения когнитивных способностей, слабоумия.

Просмотров: 575

golovmozg.ru


Смотрите также